Салон 'СП-Декор' - красота и уют в ваших домах и офисах


facebook VK Inst


Выезд дизайнера с образцами в удобное время!
 

sp-design.ru


+7 (495) 780-66-41   +7 (985) 964-41-81



Фреска античной Греции и Рима  Фреска античной Греции и Рима

История техники фрески

К III тысячелетию до н.э. живопись начала использоваться для украшения стен гробниц и храмов. Настенными росписями декорировались, вероятно, также дворцы и виллы, но ни один из ранних памятников до нас не дошел. Живопись в надгробиях и древнейшие пещерные росписи, сохранились потому, что была надежно защищены от световых и погодных воздействий. Несколько позже подобные произведения создавались на Крите, в минойскую эпоху, а затем в классических цивилизациях Греции и Рима.

Изобретенную египтянами и усовершенствованную последующими культурами технику называют "фресковой" (слово "фреска" происходит от итальянского fresco - "свежий"). Это живопись по слою влажной штукатурки, использующая красящие пигменты, смешанные с водой и известью. По мере того как вода испаряется, известь цепко скрепляет пигменты с основой. Процесс завершается химической реакцией, по ходу которой известь под воздействием воздуха превращается в углекислую соль, тем самым краски окончательно закрепляются в своем первозданном виде, подобно тому, как живопись на керамике закрепляется под слоем глазури во время обжига в печи.

Ранние египтяне использовали практически те же пигменты, что и обитатели доисторических пещер, но со временем ассортимент красок расширился, включив в себя охры (красные и коричневые) и малахит (зеленые и синие цвета). Данные минералы измельчались в очень мелкий порошок и смешивались с водой и известью. Греки же (возможно, под влиянием минойца Кносса) обогатили эстетические возможности своей живописи, добавляя желток яйца, клей, гумиарабик и пчелиный воск. Древнейший из дошедших до нас текстов по фресковой живописи был написан Витрувием: по его свидетельству, римляне заимствовали эту живописную технику у греков.

Римляне уделяли огромное внимание подготовке штукатурки, толщина её слоя составляла несколько дюймов. Основой слоя служил так называемый arriccio (как его позднее называли в Италии), то есть грунт из смеси искрошенных кирпичей, песка и извести, поверх которого мастерком накладывали несколько слоев известки и мраморного порошка, делая их более тонкими, гладкими и тщательно отполированными. Нередко полагают, что смесью пигмента с известковым раствором прописывался лишь базовый слой композиции, окончательно же она дорабатывалась красочными эмульсиями, но ныне это определить невозможно. Римским художникам была известна и техника писания восковыми, специально подогреваемыми красками, и есть достаточные основания считать, что именно это усовершенствование применялось при создании поразительно живописных фресок Помпеи.

Но последний метод оставался, по видимому, в широких масштабах неизвестным, поэтому, когда в Риме в 13 веке вновь активно обратились к фреске, краску, как правило, либо наносили на еще влажную штукатурку, либо же специально ее до начала работы смачивали. Так или иначе, фреску никоим образом нельзя было переписать, что делало невозможным исправления каких-то допущенных художником ошибок.

Так писали вплоть до 15 века, когда в Италии началась новая, великая эпоха церковного искусства. К этому времени в итальянской художественной среде закрепилось различие между fresco secco ("фреской по-сухому"), когда водяными красками писали по сухой штукатурке, и buon fresco ("хорошей", или "совершенной фреской"), где применялся более традиционный метод смешанных с известью и водой пигментов, наносимых на свежую и еще влажную штукатурку. Для ускорения работы художники набрасывали предварительный рисунок на куске бумаги или пергамента, а затем нередко покрывали его сеткой линий, помогающей увеличить композицию в масштабе стены. Данный эскиз обычно соответствовал исходному настенному рисунку, так называемой "синопии" (от греческого слова synopsis - "обзор").

Когда речь шла о больших по площади фресках, тонкий слой мокрой штукатурки (intonacco) наносился на тот участок, который предполагалось расписать за данный день; работа, состоящая из дневных отрезков (giornate), продвигалось от верхнего левого угла декорируемой поверхности до правого нижнего. Если какая-то часть "джорнаты" оставалась к концу рабочего дня незаписанной, то соответствующий кусок пустой штукатурки тщательно выскребали, ровно обрезали его края и на следующий день повторяли весь процесс заново. Тщательное изучение позднесредневековых фресок открыло в слоях штукатурки оставшиеся в результате всего этого швы. Зачастую в технике buon fresco писали лишь главные, самые значительные в сюжетном отношении части композиции. Что же касается таких деталей, как текстура тканей, волос и мехов, то их дополнительно акцентировали кончиком тонкой и жесткой кисти.

Относящиеся к 15 веку трактаты о живописи содержат различные рецепты приготовления известки и красочных смесей. Весьма важно было точно соблюсти верную (1:2) пропорцию частей извести и песка, а затем должным образом выдержать известку в течении достаточно длительного срока. Паста белого цвета, так называемая bianco sangiovanni ("белая святого Иоанна") получалась из катышков извести, которые несколько месяцев высушивались на солнце. К главным античным пигментам итальянцы добавили жженую сиену, terra verte (зеленую землю) и металлоокислы типа желтых хромов, а также синих и зеленых кобальтов.

Немцы изобрели смальту (Shmalte) - пигмент глубокого синего тона, который преобразил витражи и эмали, но применялся и во фресковой живописи. Прежде итальянцы получали эту краску из минерала азурита, однако под воздействием атмосферы и углекислоты штукатурки она часто приобретала зеленый оттенок. Предотвратить подобную химическую реакцию отчасти удавалось путем смешивания азуритового порошка с яичным желтком, но действительно глубокий синий тон мог быть достигнут лишь посредством ультрамарина (весьма дорогой субстанции, получаемой путем измельчения ляпис-лазури).

В современный период фресковая техника возродилась: ее выдающимися мастерами стали, в частности, мексиканец Хосе Клементе Ороско (1883 - 1949) и итальянец Франческо Клементе (р. 1952).








Instagram

Компания "СП-Декор"
Салон-магазин эксклюзивных и детских обоев, мозаики (стеклянная, керамическая, натуральный камень и керамогранит, смальты, мозаичные панно) и фресок.
Москва, ЦАО, район "Хамовники", Фрунзенская наб., д.30
(Выставочный центр "Росстройэкспо", Павильон 12, Стенд 16) 
Тел/факс: (495) 780-6641,  Тел.: 8 (985) 964-41-81 | E-mail: 7300545@mail.ru