Салон СП-Декор на Фрунзенской
Москва, ЦАО, район "Хамовники", Большой Саввинский переулок, д.12, стр.16, Деловой квартал "Московский шелк" (заезд с Малого Саввинского переулка)
+7 (495) 780-66-41
+7 (926) 537-69-96
+7 (985) 964-41-81
   8 (800) 234-14-16
Понедельник - Cуббота: 10:00-19:00
Воскресенье: 11:00-17:00
 Каталог


История возникновения обоев

Стремлению человека украсить свое жилище столько же лет, сколько самому человечеству. Еще с пещерных времен человек вешал на стены своих импровизированных жилищ шкуры животных На русском языке слово "обои", как нетрудно догадаться, имеет происхождение от слова "обивать", а обивать стены бумагой никак не получится, это можно делать только тканью. Тканевые обои впервые человечество узнало очень давно, примерно за тысячу лет до н.э. Их изобретение историки приписывают вавилонянам и ассирийцам.

Китайцы же примерно в 200 году уже нашей эры изобрели рисовую бумагу. Точнее, сначала шелковую. Существует предание о некоем Цай Луне, китайском "промышленнике" и изобретателе, который первым додумался взять старую рыболовную сеть с мелкими ячейками и разместить на ней методом осаживания распушенные шелковые волокна. Этот изобретатель получил даже титул "бумажного князя". Случилось это в 105 году н.э. Почти сразу после этого китайцы додумались использовать вместо дорогого шелка дешевые рисовые волокна.

Бумага (если ее можно называть бумагой) в те времена была толстой, напоминала картон. Эти "панно" не были однотонными, китайские художники их причудливо разрисовывали вручную кисточкой. Излюбленными мотивами росписи были птицы, пейзажи и религиозные символы. Многие прото-обои сохранились и до наших дней и украшают лучшие музеи мира и частные собрания, т.к. всегда высоко ценились любителями прекрасного в независимости от модных течений и направлений.

Считается, что широкое распространение бумажные обои в Европе получили лишь в X-XI столетиях. Любопытно, что до этого времени они были черно-белыми, первые цветные обои появились только к концу XI века. Первое время в Европе копировались китайские сюжеты, но постепенно им на смену приходят и другие: библейские, бытовые, сюжеты на темы охоты, жизни королевского двора, появляются обои с растительным и геометрическим орнаментом. Технологии тоже менялись, обои из грубых и толстых становятся все более тонкими и изящными.

Постепенно бумажные обои приобрели заслуженную популярность и известен даже самый первый крупный заказ: его сделал король Людовик XI в 1481 году своему придворному художнику Жану Бурдишону. При этом тканые обои продолжали существовать. Для производства тканых обоев в Европе строятся мастерские, открываются гильдии обойщиков, которые существуют за счет многочисленных заказов. Для разработки рисунков приглашаются лучшие художники. Например, известен случай работы для такой мастерской великого Рафаэля. В 1513-1514 годах он изготовил расписанный красками картон, на основании которого должны были сделать обои, призванные украшать Сикстинскую капеллу. Обои по эскизам Рафаэля ткались во Фландрии, в одной из самых известных ткацких мастерских. За работой следил известный нидерландский живописец, получивший образование в рафаэлевской школе - Бернгард Ван Олей. Чем дело кончилось, вы знаете - Сикстинская капелла была в итоге украшена фресками другого великого живописца - Микеланджело. Сейчас эти бесценные вытканные рафаэлевские обои хранятся в одной из художественных галерей Ватикана.

Обои, сделанные по такой технологии и с привлечением мастеров такого уровня, действительно были бесценными. Их не каждый мог себе позволить. Поэтому стали думать, как удешевить производство. Помог один художник, знаменитый фламандец Ян ван Эйк. В XV веке он здраво рассудил, что гораздо проще будет не ткать нарисованный на картоне рисунок, а рисовать на уже вытканном полотне. Это гениальное решение по праву можно считать началом эры печатных обоев. Такой метод позволял значительно снизить себестоимость обоев, а, значит, без проблем завоевать рынок многих европейских стран. Это и было благополучно сделано, и такой способ просуществовал вплоть до конца XVIII века.

Обои в те времена был предметом роскоши, независимо от материала, из которого были сделаны, и прежде всего свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца дома, в котором стены были оформлены с помощью этого модного дизайнерского приема - выражаясь современным языком. Они были настолько дорогими, что зачастую ими оформлялись только парадные помещения.

Английские промышленники быстро смекнули, что бумажные "а-ля Китай" обои гораздо дешевле, а смотрятся ничуть не хуже. Вначале английские обои делались с применением китайской технологи и использованием китайских же рисунков. Эти обои были великолепны, англичане решили в бумажных обоях отразить все признаки тканых обоев, ведь вся Европа привыкла к их высокому качеству. Однако великолепными они стали далеко не сразу: качество рисунка уступало рисунку на тканых обоях, временные затраты тоже были весьма значительными: ведь поначалу бумажные обои раскрашивались вручную, что было долго и очень дорого, даже рисунок по трафарету и тот занимал довольно много времени и тоже был недешевым. Обойщики придумывали множество разнообразных ухищрений, позволявшим их продукции выглядеть как настоящие тканые обои. Например, англичанин Цанер придумал аж целых два способа, при помощи которых бумажные обои получались поразительно похожими на тканые. Он применил метод тиснения бумаги по принципу тиснения ткани. Второй способ был еще более оригинальным и своеобразным: Цинер брал обрезки шелка или шерсти и даже просто шелковые нити и прикреплял их к прогрунтованной и покрытой клеем бумаге. Клей высыхал, и обрезки шелка было практически невозможно оторвать от поверхности бумаги. Таким остроумным способом создавалась иллюзия тканевого покрытия. Между прочим, именно такими фальшивыми шелковыми обоями были украшены Лувр.

Но даже такие способы не позволяли наладить массовое производство. Следующим крупным шагом на пути совершенствования технологий изготовления бумажных обоев было изобретение ручного способа печати с помощью выпуклых резных деревянных печатных форм - так называемых манер. Выступающие части манеры, отдаленно напоминавшей валик, покрывались краской, после чего манера прижималась к бумаге с помощью пресса, и на бумаге оставалось изображение. Надо сказать, ничего нового в этом методе не было - китайцы использовали его еще X веке, в Европе о нем услышали только через 400 с лишним лет. У этого метода был и второй вариант: полностью готовое и собранное клише вручную раскрашивалось разными красками и только потом делался оттиск.

К сожалению, образцов ранних обоев сохранилось не очень много, но имеется довольно большое количество старинных эталонных оттисков, часто повторяющих декоративные узоры. Их называли "Орнаментная печать" и они предназначались для производства обоев. Самый ранний из известных образцов обоев найден в Англии, он датируется 1509 годом. В настоящее время при изготовлении обоев используют разные современные технологии, разнообразные материалы. При этом неизменной остаётся область применения этого "изобретения" - украшать наш интерьер, делать дом более красивым и уютным.

С нашими обоями
каждое утро – вдохновение!
SP-DEKOR

Салон 'СП-Декор' - красота и уют в ваших домах и офисах

Салон-магазин: эксклюзивные и детские обои, фрески, краски и клей для обоев, плинтусы, молдинги и лепнина для интерьера вашего дома.

Москва, ЦАО, район "Хамовники", Большой Саввинский переулок, д.12, стр.16, Деловой квартал "Московский шелк" (заезд с Малого Саввинского переулка)

Телефоны для связи: +7 (495) 780-66-41, +7 (926) 537-69-96, +7 (985) 964-41-81, 8 (800) 234-14-16

E-mail: 7300545@mail.ru